четверг, 21 июля 2011 г.

Львов Сергей Лаврентьевич (1740-1812)

Львов Сергей Лаврентьевич (1740-1812) – генерал от инфантерии (5 февраля 1800 года). Родился в 1740 году в семье Смоленского губернского прокурора Лаврентия Иосифовича Львова, образование получил в Артиллерийском и Инженерном шляхетском корпусе, откуда в 1762 году выпущен на военную службу штык-юнкером. Принимал участие в первой русско-турецкой войне, своим усердием обратил на себя внимание начальства и был определён флигель-адьютантом к генерал-фельдцейхмейстеру, в 1776 году – подполковник, в 1782 году – полковник, 1 января 1787 года – бригадир, в том-же году по неизвестной причине попал в немилость к императрице Екатерине II-й, которая во время своего путешествия в Крым и Малороссию исключила его из своей свиты, заявив «Бесчестный человек в моём обществе жить не может». Участвовал во второй русско-турецкой войне, 6 декабря 1788 года командовал частью второй колонны правого крыла при штурме Очакова, под жестоким огнём неприятеля яростно атаковал ворота нагорного ретраншемента и ворвался в крепость. 14 апреля 1789 года – генерал-майор, в 1790 году – флигель-адъютант императрицы Екатерины II-й, 11 декабря 1790 года возглавлял первую колонну правого крыла при штурме крепости Измаил, быстро приблизился ко рву и палисаду, преграждавшему путь от каменной казематной батареи к Дунаю, приказал бросить фашины и сам первый перескочил через палисад, овладел первыми батареями и быстро следовал к Бросским воротам, где был тяжело ранен. В 1791 году находился при князе Григорие Александровиче Потёмкине во время поездки в Яссы и присутствовал при его кончине, после окончания боевых действий пожалован шефом Белорусского егерского корпуса. Произведённый 29 ноября 1797 года Императором Павлом I-м в генерал-лейтенанты, Львов в 1799 году возглавил отдельную колонну, выступившую на помощь австрийцам в Италии, но на ночлеге одного из вверенных ему полков случился пожар и большая часть селения выгорела дотла, после чего генерал был отозван в Санкт-Петербург и заключён в Петропавловскую крепость. 5 февраля 1800 года получил свободу с производством в генералы от инфантерии, в 1803 году принимал участие в полёте на воздушном шаре, устроенном французским воздухоплавателем Гарнереном (Andre-Jacques Garnerin) (1769-1823). Умер 7 апреля 1812 года в возрасте 72 лет. Награждён орденами Святого Георгия 3-го класса (14 апреля 1789 года) («Во уважении на усердную службу и отличную храбрость, оказанную им при взятии приступом города и крепости Очакова») и Святой Анны 1-й степени (1791 год). Был женат на Екатерине Николаевне Демидовой (1772-1832), детей не имел. В книге Михаила Ивановича Пыляева (1842-1899) «Замечательные чудаки и оригиналы» читаем: «К числу больших причудников и остряков надо отнести любимца Потемкина, генерала от инфантерии Сергея Лаврентьевича Львова. Этот придворный вместе с острым умом отличался примерною храбростью и редким присутствием духа - его воинские подвиги известны при осаде Очакова и взятии Измаила, где он командовал первою колонною правого крыла. Известный писатель Антон Францевич Спада (1779-1813) в своих «Ephemerides Russes» приводит несколько острот этого генерала. Вот некоторые анекдоты Львова. Лорд Витворт подарил императрице Екатерине II-й огромный телескоп, которым она очень восхищалась. Придворные, наводя его на небо, уверяли, что на луне различают даже горы. «Я не только вижу горы, но и лес» - сказал Львов; «Ты возбуждаешь во мне любопытство» - произнесла императрица, вставая с кресел. «Торопитесь, ваше величество - продолжал Львов - лес уже начали рубить; подойти не успеете, как его срубят». «Что ты нынче бледен?» - спросил его раз Потемкин. «Сидел рядом с графинею Н. и с её стороны ветер дул, ваша светлость» - отвечал Львов (графиня Н. сильно белилась и пудрилась). По словам Храповицкого, императрица Екатерина II-я, едучи в Крым, исключила из своей свиты Львова, но впоследствии государыня простила Львова и всегда щедро награждала его по представлениям Потемкина. Гнев императрицы на Львова, как полагать надо, вышел за неплатеж долгов Львовым: он был очень небогатый человек и запутанный в своих денежных делах. На вопрос известного адмирала Шишкова, что побудило его отважиться на опасность воздушного путешествия с Гарнереном, Львов объяснил, что, кроме желания испытать свои нервы, другого побуждения к тому не было. «Я бывал в нескольких сражениях - сказал он, - больших и малых, видел неприятеля лицом к лицу и никогда не чувствовал, чтоб у меня забилось сердце. Я играл в карты, проигрывал все до последнего гроша, не зная, чем завтра существовать буду, и оставался также спокоен, как бы имея миллион за пазухою. Наконец, вздумалось мне влюбиться в одну красавицу-польку, которая, казалось, была от меня без памяти, но, в самом деле, безбожно обманывала меня для одного венгерца. Я узнал об измене со всеми гнусными её подробностями, и мне стало смешно. Как же, я думал, дожить до шестидесяти лет и не испытать в жизни ни одного сильного ощущения! Если оно не давалось мне на земле - дай поищу его за облаками. Вот я и полетел. Но за пределами нашей атмосферы я не ощутил ничего, кроме тумана и сырости, немного продрог - вот и всё…». Император Павел I-й, разговаривая однажды с Львовым на разводе, облокотился на него. «Ах, государь! - произнес с сожалением Львов, - могу ли я служить вам опорою?». Однажды Потемкин за что-то рассердился на Львова и перестал с ним разговарвать, но Львов не обратил на это особенного внимания и продолжал каждый день обедать у фельдмаршала. «Отчего ты так похудел? - спросил, наконец, его Потемкин – «По милости вашей светлости» - отвечал сердито Львов – «Как так?» - «Если бы вы ещё немного продолжали на меня дуться, то я умер от голода» - «Я ничего не понимаю! - возразил Потемкин. - Какое может иметь отношение к голоду моя досада на тебя?» - «А вот какое, и очень важное: прежде все оставляли меня в покое и не нарушали моих занятий, а чуть только показали Вы мне хребет, я не стал иметь отдыху. Едва только поднесу ко рту кусок, как его отрывают вопросами. Не смел же я не отвечать, находясь в опале…». По сообщению Степана Петровича Жихарева (1788-1860), Львов в обществе был неистощимым рассказчиком разных любопытных происшествий в армии при фельдмаршалах Румянцеве и князе Потемкине; он забавлял анекдотами и умел расшевелить и таких людей, которые, кажется, от роду своего никогда не смеялись».

Комментариев нет:

Отправить комментарий