вторник, 30 октября 2012 г.

Ампир (Le style Empire)

Ампир (Le style Empire) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой четверти XIX-го века, завершивший развитие Классицизма. Сложился во Франции в период Империи Наполеона I-го, предписавшего мастерам брать за образец величественное художественное наследие архаической Греции, Египта и имперского Рима, отличающееся парадным великолепием мемориальной архитектуры (триумфальные арки, памятные колонны) и дворцовых интерьеров (мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, орнаментов Ренессанса). Стилю ампир присущи массивные лапидарные, подчёркнуто монументальные формы преимущественно дорического и тосканского ордеров и богатый декор - военные эмблемы, ликторские пучки, лавровые венки, орлы, стрелы и скрещенные мечи, служившие воплощением идей государственного могущества и воинской силы. Ведущая роль в формировании ампира принадлежит живописцу неоклассического направления Жаку-Луи Давиду (Jacques-Louis David) (1748-1825), который создал многочисленные эскизы мебели и интерьеров, а также разработал моду одежды эпохи, основанную на рисунках с этрусских ваз Геркуланума и Помпеи. Композиция стиля ампир строилась на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели или сосуда и узких орнаментальных поясов, подчёркивающих конструктивные узлы и усиленных  необычайной плотностью орнамента и контрастами цвета. Основными представителями стиля во Франции выступил придворные архитекторы Персье (Charles Percier) (1764-1838), Фонтэн (Pierre-Francois-Leonard Fontaine) (1762-1853) и Бернье (Claude-Louis Bernier) (1755-1830), из работ которых наиболее известны Триумфальная Арка площади Карусель (Arc du Carrousel), интерьеры дворцов Мальмезон (Malmaison) (где спальня Императрицы Жозефины (Josephine de Beauharnais) была декорирована дорогими тканями и превращена в роскошное подобие палатки римского центуриона), Компьень (Compiagne), Сен-Клу (Saint-Cloud) и Фонтенбло (Fontainebleau). В 1810 году на Вандомской площади (La Place Vendome) установлена Вандомская колонна (Colonne Vendome), увенчанная статуей Наполеона, облачённого в тогу римского Императора, работы скульптора Антуана-Дени Шоде (Antoine-Denis Chaudet) и увитая бронзовой спиралью из 425 досок с изображением сражений Великой Армии, нарисованных баталистом Бержере (Pierre-Nolasque Bergeret) (1782-1863) и выполненных скульпторами Буазо (Louis Boizot) (1743-1809), Бозио (Francois-Joseph Bosio) (1768-1845), Бартолини (Lorenzo Bartolini) (1777-1850), Рамеем (Claude Ramey), Рюдом (Francois Rude), Корбе (Corbet), Клодионом (Michel Clodion) и Рюкстьелем (Henri-Joseph Ruxthiel). В 1812 году издана совместная работа Персье и Фонтэна «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки», ставшая учебным пособием для декораторов, орнаменталистов, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Среди ярчайших представителей стиля ампир во Франции необходимо упомянуть придворного бронзовщика и главного бронзовщика Севрской мануфактуры Томира (Thomire), который в 1811 году совместно с ювелиром Одио (Odio) изготовил по эскизам Прюдона (Pierre-Paul Proudhon) (1758-1823) две колыбели для Римского короля. Ампир получил своё развитие и обогатился самобытными национальными чертами в Великобритании, Дании и Италии; в России и Германии он стал выразителем идеи величия государственной власти. Россия охотно приняла «Стиль Империи» - в 1814 году император Александр I-й в Париже получил в подарок от Фонтэна 13 альбомов с проектами оформления интерьеров и мебели, сыгравшие существенную роль в распространении российского ампира, давшего классические образцы градостроительства мирового значения - ансамбли Санкт-Петербурга, общественные сооружения (Адмиралтейство и Горный институт в Петербурге), городские и усадебные дома (московские особняки архитектора Григорьева), а также образцы монументальной скульптуры, такие как памятник Минину и Пожарскому скульптора Мартоса. Среди наиболее ярких представителей стиля Ампир в России необходимо выделить архитекторов Карла Ивановича Росси, Адриана Дмитриевича Захарова, Андрея Никифоровича Воронихина и Афанасия Григорьевича Григорьева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий